Памятка для школьников «Здоровое питание»
Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний<sup>[1]</sup>. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.
Современная наука проводит многочисленные исследования, чтобы оптимизировать рацион питания для профилактики основных хронических заболеваний.
Первым полномасштабным исследованием, подтвердившим, что здоровое питание может значительно снизить проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением и диабетом, стал проект "Северная Карелия", проведение которого стартовало в Финляндии в 1973 году. За 35 лет у населения области Северной Карелии смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась в 7 раз. Этот результат лег в основу общеевропейской Стратегии по здравоохранению 2020.
Основные изменения, которые привели проект Северная Карелия к такому результату:
- отказ от курения
- изменение рациона населения:
- снижение потребления сливочного масла на 80%
- увеличение потребления растительного масла
- потребление низко-жирной молочной продукции
- увеличение потребления овощей и фруктов
- изменения рецептуры традиционных блюд и обучение населения новым техникам приготовления ( не жарка, а запекание и отваривание)
Буклет "Здоровое питание - здоровые школьники" (Здоровое питание.pub, 877 Kb)
Организация горячего питания в школе
Организации питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании с соблюдением нормативных правовых актов и иных документов.
В системе школьного питания реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации и контроле за качеством питания отводится Совету по питанию.
В начале учебного года был создан Совет по питанию.
Совет по питанию осуществляет работу в соответствии с планом работы на год, утвержденным руководителем учреждения.
Функции Совета по питанию:
1. Контроль за выполнением примерного рациона питания, разнообразия блюд по дням недели.
Примерный рацион питания разрабатывается технологом (специалистом) отдела образования, утверждается начальником отдела образования, согласовывается со специалистом управления образования облисполкома) .
2. Контроль за организацией рационального питания:
- охват горячим питанием;
-дифференциацию питания по возрастным группам;
- физиологическая полноценность рационов, одинаковость предлагаемых блюд в ассортименте на любой прием пищи;
- строгий учет детей, нуждающихся в диетическом питании (с обязательным заключением).
3. Контроль работы пищеблока.
- организация производственного процесса;
- ведение документации;
- санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, складских помещений;
- режим мытья посуды;
- наличие необходимого инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств;
- рабочее состояние холодильного и технологического оборудования, своевременная поверка весового оборудования с последующим пломбированием его и наличие заключительного акта;
- соблюдение личной гигиены работниками пищеблока.
4. Контроль за организацией снабжения продуктами питания пищеблока учреждения образования:
- меры по снижению затрат на закупку пищевых продуктов и сырья, исключения посредников из системы обеспечения;
- использование местных производственных ресурсов;
- заключение договоров на прямые поставки продуктов питания;
- принимаемые меры по удешевлению питания и улучшению его качества учреждениями образования, заготовка картофеля плодоовощной продукции и по возможности переработка (засолка, закваска и др. виды переработки), согласно нормативной документации;
- своевременность подачи заявок кладовщиком, поваром, медицинским работником, согласно примерного рациона питания и их выполнение в полном объеме и ассортименте.
5. Контроль за качеством продуктов, условиями их хранения и сроками реализации:
-соответствие качества продуктов, т.е. наличие документов, удостоверяющих качество продуктов с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, пищевой ценности. В товаротранспортных накладных наличие сведений о содержании в продуктах радионуклидов, а в овощах и фруктах - о содержании нитратов. Наличие маркировочных ярлыков в каждом фасованном поставляемом товаре. Соблюдение условий хранения, сроков годности продуктов и товарного соседства.
6. Контроль за вложением продуктов при приготовлении пищи и выходом блюд:
- осуществляется проверка закладки сырой продукции, выход готового блюда или изделия в соответствии с меню-раскладкой и технологической карты блюд;
- контроль раздачи пищи, температура блюда и время его подачи.
7. Контроль за соблюдением ключевых технологических операций при приготовлении пищи: выдерживается ли температурный режим, правильность холодной обработки сырья, продолжительность тепловой обработки, проходит ли сырье требуемую технологическую обработку и т.д.
8. Контроль за доброкачественностью пищи:
- данный контроль осуществляется на всех стадиях ее приготовления и заканчивается снятием проб. Контроль осуществляется на основе органолептического анализа отпускаемых на реализацию блюд. Соблюдение температурного режима подачи готовых блюд;
- соблюдение графика приема пищи детьми (10.35-10.55 1-5 класс, 11.40-12.00 6-11 класс, ГПД – 14.00-14.15).
Помимо контрольных функций Совет по питанию проводит работу по пропаганде здорового образа жизни и основ рационального питания, контролю за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц, проводил работу по разработке методических рекомендаций, памяток и для педагогов, учащихся и родителей.
План мероприятий по формированию культуры здорового питания
Цель: формирование культуры здорового питания всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к своему здоровью;
2. Повысить ответственность родителей за обеспечение детей питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам сбалансированного питания;
3. Систематизировать работу педагогических коллективов по формированию культуры здорового питания.
1. Создание условий, необходимых для организации здорового питания |
|||
Изучение нормативных документов по гигиеническим требованиям к организации питания детей и подростков. |
август, сентябрь |
Администрация учреждения |
|
Осуществление контроля качества и безопасности питания. |
Ежедневно |
Заведующий Золотушским ФАПом |
|
Ежедневно |
Бракеражная комиссия |
||
2. Организация и проведение диагностических мероприятий |
|||
Опрос родителей по совершенствованию организации школьного питания. |
Октябрь, апрель |
Зам. директора по УВР |
|
Мониторинг состояния здоровья обучающихся. |
Октябрь, апрель |
Заведующий Золотушским ФАПом |
|
Анкетирование учащихся и родителей по культуре питания. |
октябрь |
Заведующий Золотушским ФАПом |
|
3. Организация и проведение мероприятий по здоровому питанию |
|||
Классный час «Твоё здоровье в твоих руках» |
Ноябрь |
I – IV кл. |
Классные руководители |
(2 неделя) |
|||
Классный час «Как следует питаться» |
Ноябрь |
V – IX кл. |
Классные руководители |
(2 неделя) |
|||
Классный час «О чём может рассказать упаковка» |
Ноябрь |
IV – IX кл. |
Классные руководители |
(3 неделя) |
|||
Классный час «Основы правильного питания» |
Ноябрь |
V – IX кл. |
Классные руководители |
(3 неделя) |
|||
Лекция «Режим питания. Правила поведения за столом» |
Декабрь, февраль |
I – IX кл. |
Классные руководители |
Выставка книг по темам: |
В течение года |
I – IX кл. |
Зав. библиотекой |
- «О вкусной и здоровой пище»; |
|||
- «Традиции питания» |
|||
- «Правильное питание – основа здоровья»; |
|||
«День белорусской кухни». Масленица. |
Март |
I – IXкл. |
Классные руководители |
(1 неделя) |
Педагог организатор. |
||
Конкурс газет, плакатов на тему правильного питания |
апрель |
V – IX кл. |
Зам. директора по УВР Педагог организатор |
Внеклассное мероприятие «Поворята» |
Сентябрь-октябрь |
I - IV кл. |
Классные руководители |
Всемирный день здоровья. |
апрель |
I – IX кл. |
Классные руководители |
- «Мы – здоровое поколение»; |
|||
- «Мы – за здоровую пищу». |
|||
Конкурс домашних рецептов «Вкусная и здоровая пища». |
В течение года |
V – IX кл. |
Учитель технологии |
4. Работа с родителями |
|||
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здорового питания. |
В течение года |
Медсестра, классные руководители |
|
Информирование родителей по вопросам здорового питания с использованием работы школьного сайта, информационных стендов. |
В течение года |
Администрация, классные руководители Педагог организатор |
|
Общешкольное родительское собрание «Школьное питание. Каким ему быть?» |
февраль |
Администрация учреждения |
|
Консультация для родителей «Правильное питание - залог здоровья». |
В течение года |
Медсестра, классные руководители |
|
Классные родительские собрания по теме: «Как сберечь здоровье школьника». |
октябрь |
I – IX кл. |
Классные руководители |
5. Работа с педагогами |
|||
Совещание «О порядке организации питания школьников в 2021- 2022 учебном году» |
август |
Директор школы, ответственный за питание |
|
Совещание классных руководителей «Организация работы с классом по пропаганде правильного питания» |
март |
Зам. директора по УВР |
|
6. Работа со СМИ |
|||
Работа школьного сайта: |
В течение года |
Ответственный за работу с сайтом Классные руководители |
|
- фотографии с мероприятий и отчёты; |